Клиент не всегда прав! За 12 лет работы мы это точно знаем. Ситуации бывают разные... И клиенты - тоже.
Легче всего работать с родителями, которые с нами 100 лет. Уровень доверия высокий, они почти не задают вопросов по образовательному процессу, главный критерий - счастливый ребенок, развитый по возрасту или обгоняющий свои нормы. Про государственный сад/школу не думают, к массовости не готовы.
Есть родители обосновано - тревожные. Нас лично не знают, степень доверия еще не сформирована, но хорошие прочтены, желание дать ребенку лучшие условия возросло, сад или школу выбирают долго, придирчиво и первый месяц ходят как столбики, ожидая подвоха. Зато потом расслабляются, выдыхают и улыбаются нам обратно.
Часто бывают те, кому совсем некогда. Прям СОВСЕМ. Поэтому сад и школа нужны такие, чтобы без домашних заданий, творческих поделок, собраний или утренников. И важно, все занятия должны быть в одном места. Вечером просто забрать и общаться с ребенком, а не учебниками и ФГОСами до ночи. Поняв основные мотивы, работать с данной аудиторией - одно удовольствие.
И есть самые непростые для нас клиенты в 2-х категориях:
1. Когда все не так. Ну вообще всё. Не так посмотрели, не так ответили, улыбнулись недостаточно широко или подпрыгнули из-за стойки не так быстро, как хотелось бы. Гуляют - плохо, пачкается, не гуляет - плохо, воздухом не дышит. Занимаются много - плохо, устает, летом занимались меньше - плохо, за что деньги платим, не надо давать отдыхать. Детей в группе мало - играть не с кем. Детей в группе много - это как? Должно быть 8 детей, 10 воспитателей и цена 5000 рублей в месяц. И это не мы накормили апельсинами, откуда сыпь на любимых щечках мы не знаем, но это точно вы виноваты, у вас комары, клопы, прочие насекомые.
2. Когда на нас перекладывают ответственность полностью, требуя невозможного. Замалчивают проблемы ребенка (неврология, особенности развития, задержки разного рода), а потом спрашивают результат и активно обвиняют в его отсутствии. Не хотят корректировать поведение ребенка в семье, так как самим придется меняться, а не хочется. Проще сказать, что воспитатели не справляются. Когда вместо того, чтоб ребенка в охапку и бежать к психологу, логопеду, неврологу, психиатру, долго и с удовольствием рассказывают, где мы недоработали и что не так сказали. А говорим-то мы всегда одно - мы несем ответственность за качество образования (если ничего не мешает ребенку усваивать программу в полном объеме), но не за воспитание, которое идет в семье. Ценности, важности и нужности, нормы и правила, скопированное поведение и базовые установки - домашние, "заводские" настройки.
Мы можем пытаться сделать невозможное, пытаясь отучить 4-х летку использовать ненормативную лексику, но придя домой и слыша эти же слова от родителей, толку от нашего старания не случится. Отправлять усиленно к психологу, пытаясь скорректировать поведение, после 2-го занятия и получать ответ: "Не надо оно нам, решили не ходить - времени нет", а потом думать коллективно, как усмирить агрессивного ребенка, который колотит полгруппы ежедневно. Долго думать над пожеланиями родителей, которые решили, что "вот нам логопед не нужен, дорого, сам разговорится к школе", а потом получить в первом классе отзывы на тему: "Пишем мы очень неграмотно, все вы виноваты, не научили".
И в голове у собственника всегда возникает 2 вопроса: почему тогда клиенты продолжают ходить и платить? И второй - они и дальше будут искать виноватых в неправильно воспитанном своем ребенке или все-таки примут тот факт, что ответственность за него несут только они, а сад и школа только активно помогают?
Решение есть всегда =) Дайте клиенту возможность сравнить. И может получится, что обычный детский сад или школа им подходят больше ..... А мы будем жить дальше по своим правилам и растить новое, позитивное и улыбающееся поколение)